Выгорание на работе – состояние физического и эмоционального истощения, вызванное хроническим стрессом. Если работодатели заботятся о сотрудниках или сами работники внимательно относятся к себе, проблему можно заметить на ранних стадиях, рассказал «МК в Великом Новгороде» руководитель оперативного штаба Независимого профсоюза «Новый Труд» Алексей Неживой.
Психологи называют несколько причин выгорания, главные из которых:
- Высокая нагрузка. Переработки и постоянные перегрузки — одна из самых распространенных причин выгорания.
- Неграмотное планирование. Проблема может быть связана с сезонностью, но часто кроется в других факторах: сам сотрудник не умеет грамотно распределять время, руководство не учитывает его загруженность при постановке задач или работник игнорирует необходимость отдыха и отпуска.
- Отсутствие карьерного и финансового роста. Если человек не видит признания своих усилий — ни в повышении зарплаты, ни в должности — это сильно подрывает мотивацию.
- Несоответствие работы личным склонностям. Например, когда творческого специалиста загоняют в линейный функционал, а интроверта заставляют активно общаться с клиентами.
- Проблемы с адаптацией в коллективе. Так, новый сотрудник никак не может вписаться к «старичкам».
- Непрозрачность корпоративных процессов. Когда только «верхушка» знает, что происходит с компанией. Сотрудники чувствуют себя «шестеренками» и не видят результатов труда.
- Личностные особенности. Чрезмерный перфекционизм, болезненное восприятие критики, гиперответственность и зацикленность на неудачах.
- Специфика профессии. Наиболее подвержены выгоранию те, кто постоянно взаимодействует с людьми: менеджеры по продажам, HR- и PR-специалисты, бухгалтеры, а также представители «помогающих» профессий — например, сотрудники службы поддержки.
Признаками выгорания могут быть постоянная усталость, которая не проходит даже после отдыха, а также снижение интереса к работе и ощущение внутренней пустоты. Человек становится раздражительным, у него случаются резкие перепады настроения, а также возникают сложности с концентрацией и принятием решений. Кроме того, выгорание часто сопровождается физическими симптомами: головными болями, нарушениями сна и ослаблением иммунитета. Если ситуация выходит из-под контроля, важно своевременно обратиться к специалисту, который, с большой вероятностью, пропишет антидепрессанты и порекомендует сменить работу.
Если среди сотрудников нередки случаи выгорания, причиной этого может оказаться современная корпоративная парадигма, в которой от руководителя не требуется поддержка здорового климата в коллективе, регулярного взаимодействия с подчиненными и знания проблем каждого работника.
Между тем, эффективное управление любым процессом подразумевает иерархическое построение: когда коллектив превышает 10–20 человек, физически невозможно общаться с каждым сотрудником. Именно поэтому привлекаются руководители более низкого звена, отвечающие за группы/отделения и выполняющие часть функционала.
Умение грамотно распределить общий функционал, подобрать для разных задач сотрудников с подходящими личными качествами, правильно разграничить зоны ответственности и оценить физические и психологические ресурсы команды — это универсальные навыки руководителя. Они помогают достичь целевых показателей и служат эффективным средством для сохранения психологического здоровья коллектива.
Важно вовремя похвалить или, наоборот, поставить общую цель и слегка «прижать»-покритиковать коллектив — это прием «хорошего и плохого полицейского». Иногда стоит поговорить с кем-то наедине, поддержать, а, заметив переутомление, дать человеку отдых, временно заменив его другим исполнителем. Это процесс постоянного системного управления, самое главное умение руководителя, которое в итоге формирует устойчивую систему и дает синергетический эффект для достижения результата.
Не менее важно корпоративное сплочение коллектива: способность выявлять и вовремя вмешиваться в межличностные конфликты, а с другой стороны — формировать здоровую конкуренцию, создавая соревновательные группы. Нужно поощрять победителей и помогать тем, кто пока отстает, чтобы они могли расти и улучшать результаты.
Независимый профсоюз «Новый Труд», взаимодействуя с множеством служб и платформ в ходе инспекционных проверок, пришел к неутешительному выводу: культура Human Resources в России пока не дотягивает до должного уровня. К сотрудникам зачастую относятся как к расходному материалу — пытаются выжать максимальный результат при минимальных обязательствах работодателя.
О культуре воспитания профессионалов речь вообще не идет — во многих случаях просто отсутствует культура управления. Работник предоставлен сам себе, постоянно живет в стрессе. Достаточно почитать вакансии на сайтах по трудоустройству, сравнить обещания с реальностью — и все станет ясно. Это искусство вербовки «одноразового» исполнителя, который неминуемо либо «сгорит», либо сбежит сам. Отсюда — высокая «текучка» и низкий профессионализм.
Раньше, когда работы было мало, а людей много, такая система еще могла иметь место. Но сейчас те, кто не изменится, быстро «вымрут» как работодатели. Порочная психология российского работодателя, а также платформенная экономика, где нет начальников среднего звена и HR-отделов, где результат оценивается интерактивно, есть выбор между конкурирующими платформами (а то и возможность трудиться сразу на нескольких), возымели свое действие. Результат: работник стремится туда, где зарплата та же, но есть свобода планирования, нет начальников и токсичного коллектива, а только сменяющие друг друга заказчики.
Это объективный процесс, чистый экономический дарвинизм. Чтобы вернуть людей на предприятия, работодатели должны измениться. А российских HR-специалистов мы бы рекомендовали либо отправить на переобучение, либо набрать заново — из тех, кто уже освоил актуальные методы управления персоналом.