Замещение услуг малого и среднего бизнеса сервисом пригосударственных структур — вот явление, свидетелями которого сегодня являются новгородские, а шире — российские предприниматели. Или, скорее, являются потерпевшими? Давайте разбираться.
Из истории конкуренции
Многим предпринимателям памятно, как в 2000‑е государство вытесняло их из сферы торговли алкоголем. Поправки в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» устанавливали положения, которые стало крайне сложно выполнять. Так, введенное ограничение алкоторговли на маленьких площадях не оставило малому бизнесу выбора: содержать большие площади — нет сил, для торговли на маленькой — нет разрешения. Разумеется, все это было подано государством как благородная забота о здоровье народа, которому несколько ограничили доступ к алкоголю за счет уменьшения числа точек торговли.
Юристам частной практики памятен другой эпизод замещения их услуг государственными сервисами. Так, раньше многие сделки с недвижимостью шли через юриста и нотариуса, а сегодня — через общероссийскую сеть МФЦ. Разумеется, и этот формат позиционируется как сервис равного и всеобщего доступа населения к госуслугам. И, будем объективны, многие граждане довольны работой МФЦ.
Как государство перехватывает у МиСБ одну нишу за другой
Консультирование и обучение предпринимателей всегда было сферой малого бизнеса. Свой брат своего брата научит, быстрее адаптировавшись под конкретный запрос. Но теперь эту нишу поступательно занимают десятки различных государственных и окологосударственных бюджетных структур по поддержке предпринимателей. Малый бизнес консалтингового профиля в лучшем случае окажется иногда приглашенным на аутсорсинг. И там, где раньше между «учеником» (коллектив ИП, например) и «учителем» (ИП-консалтинг) стоял один бизнесмен-наниматель, сейчас стоят чиновники и штатные работники бюджетных структур. Их содержание в штате — это бюджетные деньги, забранные из других полезных обществу статей расходов типа программы привлечения врачей в регион…
Та же картина с услугами по найму работников. Раньше с этим справлялись предприниматели с их рекрутинговыми агентствами, сегодня эту функцию государство доверило федеральной государственной информационной системе Федеральной службы по труду и занятости. Сайт «Трудвсем.ру» (он же государственный портал «Работа в России», он же общероссийская база вакансий и резюме) словно соревнуется с одним из лидеров в нише рекрутинга — компанией HeadHunter. И делает это при явной гиперопеке со стороны государства: сообщается, что на портале «1,3 млн актуальных вакансий, проверенных государством», и предполагается, что каждый работодатель прежде всего внесет туда свою вакансию.
Этот пример дает ответ на вопрос: «Если услуги малого бизнеса малому бизнесу хороши, нечего бояться конкуренции с государством?» — бояться есть чего. Так, Минпромторг со своим консалтинговым центром компетенций, существующим на бюджетные средства, взял в штат около 50 бизнес-тренеров и объявил, что заводам, отправившим сотрудников к ним на обучение, будут адресованы льготы по налогам. Малый бизнес в сфере консалтинга таких преференций предложить не сможет. С государством конкурировать трудно и глупо.
Кто они — пригосударственные игроки на поле МиСБ?
На примере Новгородской области мы предприняли попытку составить список структур, призванных помогать МиСБ как минимум обучением сотрудников и организацией мероприятий. Их оказалась чертова дюжина! В открытых источниках сведений о форме, штате и бюджете организаций минимум.
Ниже примерный список чертовой дюжины организаций, осуществляющих в Новгородской области за счет средств федерального и регионального бюджетов государственную политику в сфере поддержки малого и среднего бизнеса (данные из открытых источников, отметим, что численность штата известна только у двух организаций):
- Центр оказания услуг «Мой бизнес» (штат — 50 человек). Инфраструктуру Центра составляют 11 организаций, среди которых:
- ГОАУ «Агентство развития Новгородской области» (штат — 29 человек);
- микрокредитная организация «Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства»;
- ГОАУ «Центр консалтинга и инноваций АПК Новгородской области»;
- ГОАУ «Новгородский центр развития инноваций и промышленности», курируемое Минпромторгом Новгородской области;
- НКО «Новгородский фонд развития креативной экономики» (на их сайте сообщается, что фонд создан при содействии правительства области);
- представительство ФГБУ «Фонд содействия инновациям». Оно, к слову, осуществляет свою деятельность на базе ГОАУ «Новгородский центр развития инноваций и промышленности». Глава регионального представительства Фонда Мария Петрова является также заместителем директора вышеназванного ГОАУ. А эксперт Александра Федорова — сотрудником двух этих некоммерческих организаций.
- ГОКУ «Центр по мониторингу и анализу социально-экономического развития»;
- АНО «Центр инноваций социальной сферы Новгородской области»;
- аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей в Новгородской области (бизнес-омбудсмену Юрию Михайлову помогают два помощника). Уполномоченный назначается на должность указом губернатора области;
- ГОАУ «Центр опережающей профессиональной подготовки» (ЦОАП) — структурное подразделение областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Новгородский строительный колледж»;
- АНО АСИ («Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов») — организация, созданная при содействии правительства России для «реализации комплекса мер в экономической и социальной сферах»;
- АО «Корпорация МСП» — федеральный институт поддержки малого и среднего предпринимательства.
Этот список не претендует на полноту и уж тем более на установление иерархии или системы. Редакция «МК в Великом Новгороде» направила запрос руководителю ГОКУ «Центр по мониторингу и анализу социально-экономического развития» Сергею Пенязю с просьбой разъяснить, почему вышеперечисленные структуры больше склонны координироваться вокруг друг друга, чем расширять рынок заказов для предприятий МиСБ, занятых в оказании услуг по обучению и организации мероприятий для МиСБ. Скажем, АРНО нанимает ГОАУ «Центр консалтинга и инноваций АПК», чтобы провести мероприятие для Центра «Мой бизнес». Позвольте, новгородский малый бизнес тоже способен выполнить такую задачу, но нет, прибегать к его услугам не спешат.
Насколько хорошо государство работает в нишах МиСБ?
Части вышеперечисленных структур прямо предписана государством реализация нацпроектов, в частности национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Так, созданная в этих целях «Корпорация МСП», по отзывам предпринимателей, бесплатно предоставляет только незначительную часть услуг. На самом деле на сайт, маркетинг и бизнес-план все равно придется потратиться.
Для примера: вот так выглядит логотип на обложке брендбука «Бесплатно от государства по федеральной программе «Мой бизнес», созданный для компании по производству нестандартных оконных конструкций.
Наверное, «двойку» стекольному бизнесу в логотипе разглядеть можно. Претензию на успех и развитие — спорно. Но можно ли удовольствоваться такой госпомощью, оказанной по принципу «дареному коню в зубы не смотрят»? По мнению опрошенных нами бизнесменов, нельзя. А вот мнения новгородских предпринимателей, пожелавших остаться неназванными:
- «Корпорация МСП рассчитывает типовые бизнес-планы типа «открой парикмахерскую», но качественно они под конкретный городок план не сделают, а рынок попортят»;
- «Центр «Мой бизнес» в нашем регионе сдает в аренду зал по ценам выше рыночных»;
- «Эти структуры организуют бизнес-миссии, например поездки российских бизнесменов в Китай, — и это платно для предпринимателей, а вот для работников самих «помогающих» структур — за бюджет! Мы из своего кармана тратим 80 тысяч на 3 дня ради встреч с потенциальными партнерами, а чиновники-организаторы и чиновники сопровождения едут бесплатно, поскольку состоят в штате бюджетных структур»;
- «Корпорация МСП на своем сайте закупок имеет варианты заказов, которые мог бы исполнить малый бизнес, но за лицензию на работу с сайтом закупок придется потратить 70 тысяч рублей в год. И гарантий нет, что наймут кого-то из нас, малых бизнесов, хотя бы раз!»
Еще пример. На «Портале бизнес-навигатора МСП» предусмотрена услуга продажи объектов, что тревожит риелторов. Почему? Потому что ни показов объекта, ни рекламы сайт не обеспечивает, это все труд и пот риелторов, а покупатель вполне может сказать им: «Извините, я узнал о продаже объекта с сайта Корпорации и никому ничем не обязан». Все, риелтору-частнику уже не так интересно работать с объектом.
Среди других услуг портала масса тех, на чем зарабатывал малый бизнес, пока государство не забрало под себя, в частности, «привлечение клиентов в интернете, создание сайтов, подбор помещения для бизнеса, расчет бизнес-плана» и т. д. Почему государство, а не частник-айтишник создает сайты для предпринимателей? Вопрос риторический. Почему государство выделяет немалые средства на помощь предпринимателям, но осваивают эти средства пригосударственные структуры? Вопрос убийственный.
Перспектива: что еще из ниш МиСБ государство может забрать под себя?
Уже ясно, что землеустроительные работы и кадастровый учет могут быть еще более интересны государству. Юристов-частников вполне можно лишить права визировать какие-либо документы, оставив это право только за госструктурами. Есть и обратный процесс — некоторого «огосударствления» вполне себе негосударственных сервисов. Его, конечно, спешат трактовать как бизнес-успех. Так, бесконечные обновления форм 1С (ежеквартально или по полугодиям) де-факто уже сделали из этого негосударственного сервиса масштабную корпорацию, обслуживающую практически весь бизнес в масштабах государства.
Контролировать и регулировать буквально все под видом помощи государство успевает лучше, чем организовывать спрос на товары и услуги малого бизнеса, не менять правил игры на протяжении ряда лет, и не напрягать новыми налогами. Механизмы добросовестного частно-государственного партнерства, расширение рынка услуг малого бизнеса, упрощение бюрократических процедур и многое другое — по силам ли это всему обилию окологосударственных помощников бизнесу?
А между тем государство, обретшее 20 лет назад явление МиСБ, зря делает ставку на армию бюджетников «про бизнес». По крайней мере до тех пор, пока к ним не выдвинуто требование, чтобы, скажем, «50% услуг должен выполнить партнер из рядов МиСБ». А пока вся армия «помощников» словно вредит… губернаторам! Потому что с такой организацией «помощи» увеличить число занятых в малом и среднем предпринимательстве невозможно — то есть невозможно выполнить KPI-показатель, предписанный президентом России. И это важно не только для счастливой судьбы новгородских предпринимателей, но и для губернатора Новгородской области Андрея Никитина, чей срок полномочий истекает 14 октября 2022 года.