Как одевались новгородцы в XV веке и что особенного было в их костюмах

Как одевались новгородцы в XV веке и что особенного было в их костюмах
Интересный факт – бесполая одежда появилась далеко не в современном мире. Фото: официальная страница во «ВКонтакте» Правительства Новгородской области

Одежда может многое рассказать о человеке. Еще на Руси она начала выполнять не только защитные функции, но и стала средством самовыражения. Новгородский историк Виктор Смирнов в своих регулярных исторических записках рассказывает об особенностях новгородских костюмов.

Важный фактор и отличие в формировании национального костюма, который отмечает историк, заключается в том, что за триста лет татаро-монгольского владычества население большинства русских княжеств вольно или невольно испытало влияние Орды, что затронуло почти все сферы жизни: обычаи, кухню, язык и одежду. Но Великий Новгород эта участь не постигла.

«В непокоренном Новгороде такого влияния не ощущалось. Подражать степнякам здесь, видимо, считалось непристойным. Сельское население и беднота держались в одежде славянских традиций, состоятельные горожане подражали европейской моде, моделями которой служили иностранные купцы», – пишет историк.

Как и везде, праздничная одежда у новгородцев отличалась от рабочей.

«Простая чадь носила в будни вотолу, прямоугольную накидку из грубой льняной ткани, накинутую на плечи. Среди крестьян в ходу была также грубошерстная сермяга», – рассказывает Виктор Смирнов.

Задача праздничной одежды – привлечь внимание. В эти дни надевали лучшее, использовали украшения и даже косметику. Выглядела она совсем не так, как современная, но натуральные продукты уже использовались для того, чтобы сделать лицо ярче и выразительнее.

В средневековом Новгороде униформы и любых других отличительных вещей у новгородцев не было. Единственные, кого можно было узнать по одежде, – богослужители. Также бояре выделялись богатством костюма и правом ношения оружия в мирное время. Остальной народ носил то, что мог себе позволить, и то, в чем было удобно.

Одежда сельского населения была сделана ими самостоятельно. Состоятельные люди одевались в покупное. Ткани привозились из разных городов мира.

«Наглядное представление о том, как одевалась новгородская знать в XV веке, можно получить, глядя на икону “Молящиеся новгородцы”. Мужчины на ней одеты в некое подобие камзолов красного и зеленого цветов с поперечными нашивками. Из под камзолов видны заправленные в высокие сапоги штаны черного и зеленого цветов. Поверх наброшены охабни – плащи с откидными рукавами и красными отложными воротниками. Женщина на иконе одета примерно так же, как мужчины, только ее одежда доходит до пят», – пишет историк.

Также историк выделяет интересный факт – бесполая одежда появилась далеко не в современном мире.

«В русском гардеробе существовал, между прочим, даже мужской сарафан», – отмечает он.

Еще одна универсальная вещь в гардеробе – рубаха. Их носили все – богатые и бедные, мужчины и женщины, старики и дети. Рубахи делились на верхние и исподние. Мужская рубаха была короткой, женские рубахи доходили до щиколотки. Поверх рубахи женщина оборачивала бедра поневой – куском цветной ткани. Праздничная женская рубаха имела длинные рукава. Также к празднику рубахи украшали тесьмой, узором, а то и золотым шитьем.

Особое место в гардеробе новгородцев занимал пояс. Он мог даже передаваться по наследству. Это не совсем обычный пояс в привычном нам представлении. Он заменял карманы. Все нужные предметы — ключи, писало, гребень, кресало, нож, ложку, кошелек — носили на поясе.

Зимой новгородцы носили теплые натуральные изделия.

«Крестьяне зимой носили нагольные полушубки из овчины, то есть нынешние дубленки. Состоятельные горожане облачались в енотовые, соболиные, куньи или беличьи шубы, крытые сукном, атласом или бархатом», – пишет историк Виктор Смирнов. Долгое время меха даже заменяли деньги и были своего рода валютой.

Обувь новгородцы носили исключительно кожаную.

«Кстати, новгородцы стали первыми шить правую и левую обувь, остальная Русь ходила в одинаковых сапогах, попеременно разнашивая их то на одну, то на другую ногу», – отмечает Виктор Смирнов.

Головные уборы были важным атрибутом любого костюма.

«Новгородские князья на иконах часто изображены в круглых шапочках с меховой опушкой. Высокая горлатная шапка, расширяющаяся кверху, сообщала прохожим, что им навстречу шествует боярин. Голову монаха покрывала скуфья черного сукна или бархата. Мастеровые носили налобные ремешки или повязки, чтобы волосы не лезли в глаза во время работы», – сообщает Виктор Смирнов.

Для женщины важно было появляться на людях с покрытой головой, касалось это в первую очередь замужних. За отсутствие платка или другого убора женщине полагался крупный штраф.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру