Историк Виктор Смирнов продолжает цикл рассуждений о разнородных религиозных движениях. На этот раз он написал о ереси жидовствующих. «МК в Великом Новгороде» рассказывает, как еретические воззрения стали охватывать все более широкий круг влиятельных людей столицы в XV – XVI веках.
В конце XV века среди многих новгородцев начали распространяться еретические воззрения. Причиной этому могло стать то, что великий князь Иван Васильевич не только знал о ереси, но и относился к ней спокойно и даже положительно. Пользуясь его поддержкой, еретикам удалось поставить своего человека во главе Русской православной церкви. Им стал митрополит Зосима.
«В то время христианский мир жил ожиданиями конца света, который должен был наступить согласно предсказаниям святых отцов в 7000 году от сотворения мира или в 1492 году от рождества Христова», – пишет историк.
Народ находился в панике и прислушивался ко всем возможным мнениям. Вскоре храмы начали пустеть, авторитет духовенства в народе резко упал. Также увеличилось количество встревоженных и обеспокоенных людей.
«Нависшая угроза заставила объединиться церковных иерархов. Собор лишил еретиков духовного сана, предал проклятию и осудил на заточение. Некоторых из них отправили в Новгород. Здесь их встретили за 40 верст от города, надели вывороченную одежду и посадили на лошадей лицом к хвосту», – пишет Виктор Смирнов на личной странице во «ВКонтакте».
Но это не остановило еретиков. В этот момент шла борьба между церковью и еретиками. В этот конфликт вступил и князь Московский.
«В конце концов, Иван III пожертвовал еретиками из своего ближайшего окружения взамен на признание божественного, то есть неподконтрольного народу происхождения власти государя», – пишет Виктор Смирнов.
Уже в 1505 году в двух городах состоялась публичная казнь еретиков. В Москве и Великом Новгороде зимой на площади они были приговорены к смерти. Несколько еретиков посадили в деревянный сруб, который обложили хворостом и подожгли.
После этого народ был запуган, что позволяло не распространяться инакомыслию. На какое-то время ересь в Новгородской области стихла и приостановилась.
Виктор Смирнов отмечает, что в этой истории не было победителей или проигравших. Православная церковь слишком была зависима от власти, что и позволило допущение изменений в привычных устоях.