Миллиарды в асфальт
На недавней встрече губернатора с главой регионального Минтранса стали известны некоторые цифры. В частности, выяснилось, что областной дорожный фонд в 2022 году составил 9,1 млрд рублей. Из них 5,6 млрд направили на реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В начале года на сайте областного правительства сообщалось, что в 2022 году в рамках нацпроекта в регионе восстановят 450 км дорог регионального и межмуниципального значения. Но, как известно, аппетит приходит во время еды. Согласно информации, опубликованной пресс-службой правительства по итогам встречи губернатора и министра, на этот год запланировали ремонт 518 км дорог. Однако по итогу на 6 октября не удалось выйти даже на показатели первоначального плана — на тот день в области было приведено в порядок 410 км магистралей. Впрочем, дорожная техника еще продолжает работы на многих участках, погода позволяет обновлять дороги, а значит, есть и время, и шансы план (хотя бы тот, что был на начало года) выполнить. А пока вернемся к отчету министра.
Согласно озвученным им данным, 1 млрд рублей был выделен из дорожного фонда на содержание и ремонт местных магистралей районов и поселений области. Так, в рамках регионального проекта «Дорога к дому» уже привели в надлежащий вид более 190 км дорожного полотна. До конца года освежить планируют 265 км дорог.
Великий Новгород получил из фонда субсидию в размере 800 млн рублей. Министр отметил, что в областном центре отремонтировали дороги на Великой улице и на Сырковском шоссе.
«Ключевыми объектами ремонта в городе остаются проспект Александра Корсунова и Лужский путепровод», — заявил глава Минтранса Константин Куранов.
По словам чиновника, ведомство плотно работает с обращениями граждан и исходя из этого определяет приоритеты по проведению ремонтов дорог. Губернатор на это лишь отметил, что в плановом порядке «стараемся все проблемы, в общем-то, решать». И напомнил: «Безусловно, не бывает чудес: кому-то захотелось, и дорога ремонтируется». Между тем как раз после поручения главы региона в области начали переводить части дорог из гравийного покрытия в асфальтобетонное.
А что в планах?
Перечислять участки, из которых сложились 410 отремонтированных километров, можно долго — газетной полосы для этого, вероятно, не хватит. Впрочем, о большинстве из них сразу же по окончании работ сообщают и пресс-службы ведомств, и СМИ. Гораздо интереснее заглянуть в будущее. Какие магистрали власти планируют починить в области до конца этого года и в следующем?
Сейчас, например, вовсю идет обновление дороги Валдай — Демянск. Здесь уже демонтировали бетонные плиты на участке протяженностью 2,5 км.
«Если погода позволит, уже в октябре будет положен первый слой асфальтобетона. Всего на этой дороге предстоит перевести в асфальт 32 км», — сообщил Константин Куранов.
На ремонт трассы, к слову, предусмотрено 2,6 млрд рублей. Причем это федеральное финансирование. Так как замена гравийной дороги на магистраль с асфальтовым покрытием — занятие довольно затратное, правительство Новгородской области обращалось за поддержкой к президенту России. Данное им указание о выделении денег позволило области заключить контракт и приступить к работам.
Как отмечали в конце сентября в пресс-службе правительства Новгородской области, «реконструкция автомобильной дороги позволит не только обеспечить безопасные условия для передвижения жителей Валдайского и Демянского муниципальных районов, но и повысить туристическую доступность региона — дорога проходит по национальному парку «Валдайский», который ежегодно посещают тысячи туристов».
Вдоль по сути нового участка появятся тротуары, будет оборудовано освещение. На самой дороге появится разметка (чего не позволяла грунтовка) и дорожные знаки. Правда, в завершенном виде новгородцы и туристы увидят трассу лишь осенью 2024 года.
В ноябре 2022 года начнутся работы по капремонту участка дороги Любытино — Неболчи — Бокситогорск (на это выделено 2,5 млрд рублей).
Просьбы и обещания
О ремонте и благоустройстве дорог речь заходит и во время посещений губернатором районов области. Чиновники отчитываются о том, что сделано или пока в работе, местные жители озвучивают свои пожелания и просьбы, глава региона расставляет точки над «и».
Например, во время визита Андрея Никитина в Любытино стало известно, что в 2022 году на ремонт и содержание региональных и межмуниципальных магистралей в районе направили 94,7 млн рублей. А также о грядущем восстановлении мостов через реки Шарья, Отня и Белая.
Однако местных жителей больше интересовало, когда отремонтируют дорогу Любытино — Бокситогорск, особенно на участке от деревни Дрегли до границы области. Губернатор на это сообщил, что проект закончен, осенью 2022‑го будут проведены геодезические работы. Однако проект этот — трехлетний, основная стройка будет вестись в 2023 году. Причем в первую очередь починят участок Неболчи — Дрегли, а отрезок, который интересует местных жителей, отремонтируют на втором этапе работ. Полностью же строительно-монтажные работы на протяжении 32 км завершат лишь в 2024 году.
Чуть больше повезло жителям Мошенского района, которому на дорожные работы выделили 108,1 млн рублей. В 2022–2023 годах тут отремонтируют две дороги: трасса А‑122 — Красная Гора — Петрово — Морозово и трасса А‑122 — Мошенское.
Однако, по мнению местных, внимание стоит уделить и другим магистралям. В частности, жительница деревни Барышово поинтересовалась, когда починят 15‑километровую дорогу, идущую от трассы Устюжна — Валдай до Барышово.
«По данной дороге осуществляется регулярное автобусное сообщение маршрутных автобусов, а также ежедневный подвоз детей школьными автобусами в образовательные учреждения села Мошенское», — цитирует женщину пресс-служба областного правительства.
Тут и выяснилось, что в планах областных властей на 2023 год выделить из регионального дорожного фонда Мошенскому району дополнительную субсидию — 11 млн рублей. Причем как раз на ремонт участка, про который спросила местная жительница. А помимо этого, деньги хотят выделить и на обновление асфальта на Садовой улице и улице Строителей в селе Мошенское.
Жители Новгородского района, пришедшие на встречу с губернатором, озвучивать свои хотелки не стеснялись. Так как внушительное количество дорог здесь уже приведено в нормативное состояние, людей больше волновали точечные проблемы, связанные с безопасностью пешеходов. Так, по мнению жителей Новгородского района, на одном из участков дорог в Подберезье нужно сделать тротуары и организовать пешеходный переход со светофором. В Тесово-Нетыльском и Видогощи — ограничить скорость большегрузов, которые гоняют по сельской дороге, чтобы сократить маршрут. Беспокоило активистов района и состояние Нехинского шоссе в районе деревень Новая Мельница и Ермолино — здесь ни ремонта, ни тротуаров, ни освещения. Губернатор местных жителей успокоил — работа по реконструкции уже запланирована, но на 2024 год. Починить и обустроить магистраль раньше смогут, только если будут выделены дополнительные средства.
Конечно, в каждом районе найдется своя дорога с колдобинами, о ремонте которой люди мечтают годами. Однако, как дал понять во время визита в Новгородский район губернатор области, он «не вправе, наверное, диктовать главе района, что ему делать в первую очередь». Он также сообщил, что деньги муниципалитетам будут давать на решение первоочередных задач. Так что, по сути, у людей только один вариант — убеждать местные власти, что хорошая дорога не менее важна, чем подводка газа к поселку или ремонт детского сада.
Берег левый, берег правый
Одна из глобальных задач, которая стоит перед региональными властями, — силами дорожных рабочих до 2030 года отремонтировать 85 мостов. На сегодня специалисты ФКУ Упрдор «Россия» уже приступили к восстановлению Синего моста на выезде из Великого Новгорода.
В I квартале 2023 года Министерство транспорта и дорожного хозяйства рассчитывает получить полную проектно-сметную документацию по проекту реконструкции дороги Великий Новгород — Нехино. В планах — увеличить количество полос движения с 3 до 3,5, обустроить тротуары и велодорожки, оборудовать освещение в границах населенных пунктов и реконструировать мостовой переход. На время ремонтных работ (к нему приступят в конце 2023 — начале 2024 года) неподалеку построят временный объездной мост.
До конца этого года начнутся активные работы по восстановлению мостов через реки Шарья, Отня (Любытинский район), Хуба и Малая Вишерка (Маловишерский район). Их ремонтом занимается подрядная организация ООО «Конструкторская строительная компания «Мост».
В Боровичском районе на 2022–2025 годы запланированы работы по ремонту пяти мостов (это обойдется в 320 млн рублей).
В 2024–2025 годах в Новгородском районе построят новую дорогу (продолжение улицы Зелинского) и мост (через реку Веряжа) к деревне Григорово. Разработка проекта на возведение дорожной инфраструктуры запланирована на 2023 год. Ориентировочная стоимость — более 270 млн рублей.
Капитальный ремонт путепровода по Лужскому шоссе планируют завершить до 1 ноября 2023 года.
На 2022–2024 годы запланирован капитальный ремонт моста через реку Явонь в Демянске. В планах специалистов ФКУ Упрдор «Россия» сберечь остатки булыжной мостовой довоенных времен, сохранившиеся на набережной. Подрядчик пообещал восстановить булыжную мостовую именно как исторический тип покрытия, когда будут делать зону отдыха на набережной.
Всего в Новгородской области 416 мостов и путепроводов. В рамках нацпроекта в этом году в области начали ремонт 12 региональных мостов. За 2023–2024 годы на Новгородчине будет отремонтировано 15 переправ.