Защита от насилия: чему родители должны обучить ребенка на случай встречи с педофилом

По данным МВД РФ, за восемь месяцев 2022 года общее количество выявленных преступных деяний, совершенных в стране, снизилось на 1,5%. Стало меньше грабежей, разбойных нападений и «сексуальных преступлений». Согласно статистике, за январь — август в России было зарегистрировано 2333 изнасилования и покушения на изнасилование (это на 5,6% меньше, чем за такой же период прошлого года, но все же). Из них 179 совершены в общественных местах.

Защита от насилия: чему родители должны обучить ребенка на случай встречи с педофилом
Фото: Pixabay

В то же время в публичной статистике не выделили отдельной строкой количество случаев «насильственных действий сексуального характера», хотя по этой статье УК РФ уголовные дела, если пролистать сообщения Следкома, заводят чаще, нежели по статье «изнасилование». Между тем в каждом случае речь идет об искалеченной судьбе и психике. Нередко — детской.

Отсидел, но не исправился

В конце октября жителя Великого Новгорода приговорили к 19 годам лишения свободы. Суд признал новгородца виновным в сексуальном насилии над девятилетним мальчиком. Было установлено, что в апреле 2022 года среди бела дня обвиняемый подошел к ребенку на улице. Схватил за плечо и повел к себе домой. Послушание школьника объяснялось тем, что мужчина пригрозил убить в случае неповиновения.

В квартире насильник совершил то, что в Уголовном кодексе РФ обозначено как «насильственные действия сексуального характера». Фигурирующая в обвинении часть 5 статьи 132 сообщает, что преступление против несовершеннолетнего совершил рецидивист. Объединенная пресс-служба судов Новгородской области подтвердила: ранее новгородец уже был судим за убийство и насильственные действия сексуального характера в отношении малолетнего.

У судьи был выбор — дать пожизненное или приговорить к лишению свободы на срок от 15 до 20 лет. Служитель Фемиды рассудил, что деяние, совершенное насильником, тянет на 19 лет. Согласно приговору, первые пять лет осужденный должен будет провести в тюрьме, а оставшиеся — в колонии особого режима. Для обывателя вроде никакой разницы — речь же идет о лишении свободы, камере, небе в клеточку и прочем. Однако отличия есть. В тюрьмы отправляются рецидивисты, на чье исправление уже мало кто надеется. Здесь передвижение осужденных сводится к минимуму.

Зачастую это лишь незначительная прогулка. Все остальное время заключенный проводит в камере — как хищный зверь в клетке. В колонии особого режима условия содержания тоже суровы — редкие перемещения в сопровождении конвоиров и кинолога с собакой, прогулки в закрытом дворике, в который не проникает солнечный свет, запрет на переговоры с сокамерниками.

Несложно догадаться, что судьба осужденного новгородца волнует сейчас ограниченное число людей. Вероятно, родных и друзей, если они есть. Когда следователи сообщают о таких преступлениях, общество гораздо больше переживает за потерпевших. Особенно когда жертвы — дети.

Фото: Pixabay

«Это не аффект»

Невольно задаешься вопросом: а можно ли распознать в человеке латентного педофила и заранее остановить его, скажем, взяв под наблюдение? Психологи неоднократно заявляли: термин «педофилия» является исключительно медицинским. Согласно Международной классификации болезней (МКБ 10), относится к психическим расстройствам и расстройствам поведения.

По мнению психолога и психоаналитика Натальи Картавых, если рассматривать педофилию именно как психическое отклонение, то манифестация (период, когда болезнь, которая долго сидит в человеке, наконец проявляет себя) в большинстве случаев произойдет. По мнению профессора кафедры психиатрии и наркологии медицинского факультета СПбГУ Алексея Егорова, даже угроза пожизненного тюремного срока не способна остановить человека, склонного к развращению детей.

Практический психолог Анна Журба считает, что такого рода поведение не возникает внезапно.

«Это не аффект, когда человек совершает насилие под влиянием импульса или случайного порыва. Предрасположенность к педофилии появляется и проявляется задолго до того, как субъект впервые решается на преступление. Но чаще всего эти первые звоночки обществом и ближайшим окружением игнорируются», — говорит эксперт.

В качестве яркого примера она приводит историю рыбинского маньяка: в сентябре 2020 года он, по данным следствия, изнасиловал и расчленил 8 летнюю и 13 летнюю дочерей своей сожительницы. До этого он уже был судим за убийство и изнасилование ребенка, но, несмотря на это, мать девочек не только поддерживала с ним отношения, но и переехала к нему с дочками из Омска.

Ищите проблемы в детстве

Сексолог Виталий Егоршин считает, что всплеска активности сексуальных преступников нет, просто современные подростки стали более откровенны со своими родителями и чаще сообщают о таких инцидентах. По его словам, детоориентированное общество открыло возможность детям и подросткам говорить открыто о происходящем с ними, не опасаясь осуждения.

Является ли патологическое влечение к детям врожденным или приобретенным? Виталий Егоршин утверждает, что чаще всего это все-таки комплекс причин — от органических повреждений мозга в разном возрасте до шизофрении, эндогенных нарушений.

«Чаще всего причиной подобного рода отклонений является жестокое обращение в раннем детстве, сексуальное насилие, проблемы с доверием и личными границами. В 90% случаев, когда ко мне обращаются с просьбой дать психологическую оценку таких преступников, я обнаруживаю в их прошлом чудовищные случаи физического и эмоционального насилия», — говорит эксперт.

Ученые Московского государственного психолого-¬педагогического университета не так давно провели уникальное исследование, которое, опираясь на широкую выборку, позволило установить причину сексуального влечения педофилов к детям, в частности личностную незрелость, которая способствует смещению сексуального влечения на несовершеннолетних. По словам ученых МГППУ (их статья опубликована в журнале «Клиническая и специальная психология»), педофилы похожи на детей по уровню психической и эмоциональной зрелости.

«Выбор предпочитаемого объекта в случае педофилии соответствует образу «я» самого больного. Смыслы сексуальности и сексуальной активности не были сформированы. Сексуальность сохраняется инфантильной, то есть с возрастом интересы не меняются и привлекательным объектом для педофила будет не взрослая женщина, а ребенок», — комментировал результаты исследования декан факультета «Юридическая психология» МГППУ Николай Дворянчиков.

По мнению авторов исследования, полученные ими результаты помогут для уточнения диагностических критериев. Это позволит повысить эффективность психотерапевтических и психокоррекционных программ.

Понятно, что общество мало интересует, почему ¬кто-то совершает сексуальное насилие над детьми. Оно хочет знать, как распознать угрозу. Увы, нет четких критериев, по которым можно выявить латентного педофила. Но могут быть косвенные признаки. Согласно статье ученых, люди, больные педофилией, нередко приписывают ребенку качества взрослых. Несложно предположить, что разговаривать с потенциальными жертвами они будут как со зрелыми личностями. Вот такое надо замечать.

Также родителей должен насторожить повышенный интерес взрослого к ребенку, действия, которые больше похожи на ухаживания (угощения, комплименты, ненавязчивые прикосновения). Воспитателям и учителям же стоит обращать внимание на людей, которые пристально и регулярно наблюдают за детьми у детских учреждений. Вдруг человек отмечает для себя спокойных, послушных и стеснительных (то есть ведомых) малышей?

На свободу через полиграф

Исследователи уверены, что можно как минимум предотвратить рецидивы сексуальных преступлений. В частности, ученые НМИЦ психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского, задавшись вопросом диагностики педофилов, не так давно опубликовали научную статью о международной практике применения полиграфа в отношении лиц, совершивших половые преступления. Исследователи обосновывали необходимость применения «детекторов лжи» в рамках лечения сексуальных преступников и их супервизии после освобождения.

«Полиграфическое тестирование расширяет клинические возможности при оценке общественной опасности лиц, страдающих педофилией, предоставляя возможность более дифференцированно решать вопросы об изменении принудительных мер медицинского характера», — уверены ученые.

В своей научной работе они отмечают, что в России применение полиграфа в медицинских целях существенно ограничено: его используют фактически в двух учреждениях — НМИЦ психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского и Орловской психиатрической больнице специализированного типа с интенсивным наблюдением. Полиграф применяют в качестве дополнительного вспомогательного диагностического инструментария. В то же время в США и Великобритании обследования на «детекторе лжи» стали проводить людям, совершившим сексуальные преступления, для получения объективных сведений об осужденном, мониторинга правонарушителей и оценки их общественной опасности.

«К сожалению, на территории РФ обследование с использованием полиграфа не используют для оценки факторов риска повторного совершения общественно опасного деяния сексуальными правонарушителями, хотя данный аспект применения полиграфа весьма актуален ввиду роста раскрываемости половых преступлений в отношении детей, — пишут в заключении исследования ученые. — Это ставит соответствующие вопросы перед различными ведомствами, которые имеют полномочия, позволяющие им внести изменения в законодательные акты, с тем чтобы применять психофизиологические исследования не только в рамках принудительного лечения осужденных за половые преступления, но и в процессе их супервизии после освобождения, что в конечном счете направлено на повышение безопасности общества».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру