Исследователи изучили останки людей из саркофага в Георгиевском соборе Юрьева монастыря

Исследователи выяснили, что останки принадлежали мужчине, женщине и девочке Фото: Baltphoto/ Дарья Иванова

Эксперты провели палеогенетические исследования, которые расширяют возможности в изучении состава населения средневекового Новгорода. Специалисты института «Сириус» поделились результатами исследования трех людей, чьи останки были найдены несколько лет назад.

В данном анализе ученые описали первый опыт работы с полными митохондриальными геномами людей из саркофага с захоронениями знати Новгорода XII–XIII вв. Захоронение было обнаружено археологами РАН в 2019 году.

Исследователи выяснили, что останки принадлежали мужчине, женщине и девочке.

Митохондриальный геном взрослой женщины относится к гаплогруппе, присутствующей в древнерусском «курганном» населении Русского Севера и средневекового Ярославля. Останки мужчины и девочки представлены редкими митохондриальными гаплогруппами, не обнаруженными ранее у средневекового населения Древней Руси.

Анализ проводился на исследовании митохондриальной ДНК, которая была выделена из скелетных останков людей.

Ранее было установлено, что у стен Георгиевского собора хоронили представителей новгородского боярства.

После исследования стало ясно, что возраст мужчины и женщины был более 50 лет, что было больше среднего показателя того времени. Захороненной девочке было около пяти лет.

Данные люди оказались носителями трех различных митохондриальных гаплогрупп (I1a1a1, H7b и W5a), что говорит о том, что они не могут быть связаны кровным родством. Об этом исследователи сообщили в публикации в «Кратких сообщениях Института археологии».

Изучения состава населения средневекового Новгорода продолжаются, а каждая находка приоткрывает завесу исторической тайны.

Что еще почитать