Спор новгородки с крупным онлайн-магазином длился год. А началась история 14 октября 2022 года, когда женщина приобрела на маркетплейсе стилус (электронный карандаш) компании Apple. Продукция недешевая: за устройство покупательница отдала 12 591 рубль. Только вот радость от покупки была недолгой. Быстро выяснилось, что стилус не подключается к планшету и не заряжается. В общем, по всем признакам неисправен. Об этом женщина 17 октября сообщила продавцу через сайт, оставив заявку на проверку качества.
«Ответчик указал, что по предоставленной информации (фото, видео, комментарий) производственный брак не подтвержден, в связи с чем истцу было предложено обратиться в техническую поддержку производителя для консультации», — сообщает объединенная пресс-служба судов Новгородской области.
Новгородка решила, что действеннее сразу обратиться в мировой суд с иском. Служитель Фемиды права потребителя защитил, обязав интернет-магазин заменить товар на аналогичный, но качественный, а также выплатить неустойку (около 7000 рублей), компенсировать моральный вред (3000 рублей) и оплатить штраф (чуть меньше 5000 рублей) за то, что не заменили товар на качественный добровольно.
Интернет-магазин с решением суда не согласился и подал апелляцию в Новгородский районный суд. Представитель компании пытался убедить служителя Фемиды в том, что сам онлайн-маркет ничего не продает. Мол, это просто сайт — агрегатор информации о товарах. Только вот никаких доказательств не предоставил. Суд внимательно прочел Правила пользования торговой площадкой. Из документа следовало, что онлайн-магазин предназначен для реализации собственных товаров и продукции иных продавцов, а также предоставляет услуги по доставке приобретенных вещей.
В итоге Новгородский районный суд установил, что маркетплейс может выступать в роли продавца и этим правом воспользовался. А потому должен отвечать в соответствии с законом о защите прав потребителя. Так что мировой суд вынес верное решение, обязав интернет-компанию заменить товар и выплатить неустойку, компенсацию морального вреда и штраф.
Апелляционное определение вступило в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Третьем кассационном суде общей юрисдикции в течение трех месяцев. Пойдет ли на это онлайн-магазин — покажет время.
Тем временем специалисты АНО «Российская система качества» (Роскачество) уверены, что покупатель может вернуть купленный на маркетплейсе товар просто из-за того, что продукт «сам на себя не похож». Раньше, если помните, в интернете была масса коллажей на тему «ожидание — реальность»: покупатели показывали, что они выбрали на сайте и что получили в итоге. Как правило, реальный товар сильно (в худшую сторону) отличался от картинки на странице магазина.
«Важно учитывать, что даже самые подробные фотографии и видео не дадут такого же представления, как демонстрация товара в торговом зале офлайн-магазина. С этим связаны более мягкие правила возврата товаров, которые не устроили покупателей по цвету, размеру, комплектации, свойствам… Отметим, что да, вернуть товар можно, если он “сам на себя не похож” по сравнению с карточкой товара. При этом покупателю даже не придется ничего доказывать, и “отговориться” разницей передачи цветов на разных мониторах продавец также не сможет», — объяснили специалисты Роскачества.
При этом, как уточнили в организации, вернуть можно даже «невозвратные товары»: белье, косметику, медицинскую продукцию и так далее. На это дается неделя, а если продавец не предоставил информацию о порядке и сроках возврата, время увеличивается до 3 месяцев.