Уполномоченный по правам ребенка в Новгородской области Татьяна Ефимова встретилась с новгородскими родителями, чтобы поговорить о болезненной, но крайне важной теме — травле детей в школьных и детских коллективах. О содержании этой беседы детский омбудсмен рассказала на своей странице ВКонтакте.
Травля — это не просто конфликт или временное недопонимание. Это систематическое психологическое, а иногда и физическое насилие, направленное группой на одного ребенка. И оно может происходить в любом классе, независимо от социального статуса семьи, успеваемости или внешности ребенка.
Травля — это всегда ответственность взрослых: педагогов, родителей, специалистов. Но даже самые искренние и заботливые взрослые порой совершают ошибки.
Ошибка № 1. Работа с «жертвой»
Многие считают: если ребенка травят — значит, с ним что-то не так. Он «не такой», «слишком тихий», «слишком яркий»... Но дело не в нем. В другом коллективе этот же ребенок может быть уважаемым и востребованным. Проблема — не в личности жертвы, а в атмосфере коллектива.
Ошибка № 2. Работа с «агрессором»
Другая крайность — винить конкретных детей и их семьи. Замечено, что те же самые «агрессоры» могут вести себя совершенно иначе в других условиях. Это говорит о том, что проблема — не в отдельных личностях, а в динамике группы.
Ошибка № 3. Подмена понятий
Попытки «повысить рейтинг» травимого ребенка — похвалить за успехи, дать ему почетные обязанности — хороши, но работают только в здоровом коллективе. В условиях травли это не спасает: группа не перестанет издеваться из-за того, что жертва хорошо рисует или умна.
Ошибка № 4. Игра по «их» правилам
Советы вроде «не обращай внимания» или «сам защитись» — опасны. Они подтверждают логику насилия: «кто сильнее — тот прав». Такие установки не решают проблему, а лишь усугубляют чувство беззащитности у ребенка.
Как правильно поступать в случае травли?
Татьяна Ефимова предложила восемь шагов к оздоровлению ситуации в коллективе
1. Назовите явление своим именем
Четко и прямо скажите детям: «То, что вы делаете, называется травлей. Это — насилие. Вы имеете право не любить одноклассника, но не имеете права его унижать».
2. Дайте оценку происходящему
Не бойтесь эмоций. Скажите прямо: «Это подло. Это недопустимо. Это унизительно». Важно, чтобы дети поняли: травля — это не «шутки», а серьезное нарушение моральных норм.
3. Помогите почувствовать чужую боль
Попросите детей представить, каково это — прийти в класс и быть проигнорированным, чтобы над тобой смеялись, чтобы твои вещи оказывались в мусорке. Не стремитесь вызвать жалость к жертве травли. Просто предложите детям представить, как себя чувствует жертва.
4. Объедините группу
Не ищите «виноватых». Вместо этого скажите: «У нас — моральная эпидемия. Как и при настоящей болезни, справиться с ней можно только вместе».
5. Включите детей в решение
Спросите: «Как будем лечить наш класс?» Дайте детям возможность самим предложить пути выхода. Это повышает их ответственность и вовлеченность.
6. Сформулируйте и зафиксируйте правила
Выберите лучшие идеи, проголосуйте и запишите правила поведения в классе. Пусть все поставят подписи — даже символический «контракт» работает удивительно эффективно.
7. Отслеживайте изменения
Работа не заканчивается после встречи. Регулярно обсуждайте: что получается, что — нет, почему, как можно улучшить. Это часть воспитательного процесса.
8. Налаживайте распределение ролей
Когда атмосфера начнет меняться, включайте профилактические меры: командные игры, совместные проекты, поездки, театральные постановки. Это помогает каждому ребенку почувствовать свою значимость и найти свое место в коллективе.
Главное — не молчать
Травля не исчезнет сама. Но, если взрослые возьмут на себя ответственность, если педагоги и родители будут действовать сообща — можно не только остановить насилие, но и создать по-настоящему здоровую, поддерживающую среду для всех детей.
Каждый ребенок имеет право на безопасность, уважение и достоинство. И наша задача — сделать так, чтобы это право соблюдалось всегда и везде.