Александр Сергеевич Пушкин не только часто посещал Новгород, но и интересовался историей города, нашел здесь фамилию для одного известного персонажа, а также имел предков из Новгородчины. О связи русского поэта и Великого Новгорода рассказал писатель и историк Виктор Смирнов.
По следам Пушкина
Изображение Пушкина есть среди 128 представленных фигур на памятнике «Тысячелетие России» в центре кремля. Памятник был установлен в 1862 году, через 25 лет после смерти писателя.
Историк Виктор Смирнов пишет, что исследователи жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина подсчитали, что поэт 23 раза посетил Новгород. Первый раз это случилось 6 июля 1814 года, последний раз в 1836 году, незадолго до смертельной дуэли.
Еще одно связанное с Пушкиным место в городе – гостиница Шмита на углу улиц Бояна и Московской. Здесь писатель чаще всего останавливался, когда приезжал в Великий Новгород. Само здание до сих пор сохранилось, но памятной таблички на нем нет.
Внутренняя связь поэта с городом
По словам историка, Пушкина с Новгородом роднили не только поездки, но и внутренняя связь.
«Пушкина связывало с Новгородом кровное родство по отцовской линии. Его прямым предком был соратник Александра Невского боярин Прусской улицы Гаврила Алексич, геройски отличившийся в битве 1240 года и похороненный в церкви Михаила Архангела», – пишет Виктор Смирнов.
Кроме того, Александра Сергеевича крайне интересовала история Великого Новгорода. Он часто упоминает город в своих черновиках.
«Новгород на краю России и соседний ему Псков были истинные республики, обязанные своим бытием сперва хитрой своей покорности, а потом слабости враждующих князей», – цитирует Пушкина историк.
Эпоху вольного Новгорода Пушкин называл золотым веком в судьбе России.
«Падение вечевой республики вызывает у поэта противоречивые чувства. Государственный ум Пушкина на стороне московского государя Ивана III, который строил великую Россию, но его демократическое сердце на стороне вольного Новгорода, он восхищается гражданским подвигом Марфы Посадницы», – пишет Виктор Смирнов. Этот конфликт Пушкин в себе так и не разрешил.
Великий Новгород в творчестве поэта
И все же новгородские впечатления нашли прямое отражение в художественном творчестве Пушкина. Еще в юности, под впечатлением повести Жуковского «Вадим Новгородский», он начал писать поэтическую драму «Вадим», но не закончил ее.
Впервые в его творчестве Новгород упоминается в поэме «Монах», изданной в 1813 году, в основе которой «Сказание о путешествии Новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим».
Образ древнего Новгорода предстает в драме «Борис Годунов»: «бурное новгородское вече» и «свирепые казни Иоанна».
В «Евгении Онегине» Новгороду посвящены всего несколько строк, но эти строчки глубоко передают трагедию некогда великого города:
«Среди равнины полудикой
Он видит Новгород-великой.
Смирились площади – средь них
Мятежный колокол утих,
Но бродят тени великанов:
Завоеватель Скандинав,
Законодатель Ярослав
С четою грозных Иоаннов,
И вкруг поникнувших церквей
Кипит народ минувших дней».
Пушкин упоминает Новгород и в своих путевых заметках. В одном из шутливых стихотворений он упоминает знаменитых своими легкими нравами валдайских торговок баранками:
«У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай».
Также историк отмечает, что в Валдае Пушкин однажды заметил на вывеске одной из лавок фамилию купца – Плюшкин. Вместе с сюжетом «Ревизора» и «Мертвых душ» он подарил эту фамилию Николаю Гоголю. Тому фамилия понравилась, и он наделил ею своего персонажа – помещика Плюшкина.