Убить дракона и поспать на пчелах: три необычные дачи Новгородчины

В Новгородском районе Новгородской области — чуть менее 41 тысячи дач. Там жители областного центра отдыхают и борются за урожай. По словам лидера Новгородской областной ассоциации садоводов Виталия Попова, 100% урожая ягод — дело рук именно дачников. Но есть в области и совершенно удивительные дачи.

Убить дракона и поспать на пчелах: три необычные дачи Новгородчины
Пчеловоды Новгородчины знают, чем привлечь туристов. Фото из личного архива

CЕМЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ

Где: товарищество «Набережная»

Однажды на реке Веряжке в Панковском дачном массиве упал дуб. Дачники разобрали его на дрова и веники. Слово за слово, и один из жителей Дмитрий поделился предвкушением: наделаю из дуба заготовок под игрушки!

Дмитрий и Наталья Емельяновы (обоим за 40) — семейная чета с двумя сыновьями 21 и 13 лет. Дача досталась от родителей жены. Муж — токарь-­фрезеровщик по металлу, жена — делопроизводитель, однако на даче у них — столярное искусство и роспись по дереву в формате сувениров.

— Начиналось все как мое хобби, — признается Наталья. — Закупала небольшие деревянные заготовки, расписывала акриловыми красками себе на радость, дарила друзьям. Муж посмотрел и лет пять назад говорит: я тебе лучше заготовок нарежу! И нарезал — для магнитиков, разделочных досок, игрушек, пазлов, качалок и каталок. Начинал с лобзиковой пилы, потом станок приобрели. Мама моя рада, что увлечение мое расширилось, но не без критики. Я в самом деле не «народный» мастер, хотя роспись моя берет корни именно в фольклорных мотивах. У меня авторская роспись, вариации на народные темы. А название мастерской «Рыба-щука и медведь» — это про наши с мужем характеры.

— Дети, конечно, нас поддерживают, но пока мы тут конкурируем с их увлечением компьютерами, — смеется Дмитрий. — Правда, радость: крупный заказ пришел недавно именно через старшего сына. Наделали кормушек для белок аж в другой регион! Соседи по даче — одни с интересом относятся к нашей семейной мастерской, иногда ценные породы дерева в работу притащат. А другие и поворчать могут, мол, шумно-­грязно от столярки. Но точно из места добычи урожая наша дача растет именно в творчество. Дом поставили побольше, обустроили место для машины и столярного оборудования. В планах и пространство с лавками для мастер-­классов.

Семейная мастерская «Рыба-щука и медведь» выросла из обычного хобби. Фото из личного архива

— Мечта — посвятить себя целиком творчеству, — подхватывает Наталья. — Это такая отдушина на фоне нашей повседневной работы в городе! Мы с нашими изделиями и на ярмарках выступаем, и на фестивалях в Великом Новгороде «Садко» и «Словиша», а года три назад все лето на Ярославовом дворище отработали. Больше всего я радуюсь выездным мастер-­классам с детьми! Приношу в класс свои заготовки под магниты, краски-­акрил и стразы — и каждый ребенок уходит с головой в творчество, уносит с собой домой готовое авторское изделие на радость семье. Их невероятная фантазия, энергетика подстегивают меня саму!

Пока мастер-­классы от семейной мастерской «Рыба-щука и медведь» идут на территории приглашающей стороны. Узнают о них через одноименную группу соцсети «ВКонтакте» да через сарафанное радио. Пробовала семья мастеров и на федеральный грант претендовать, но поддержки не нашла. Оформили самозанятость, расширили ассортимент изделий — по сторонам особо смотреть некогда. Семья Емельяновых уверена, что сезонное существование на даче сменится постоянкой: есть мечта — и есть поступки на пути к ней.

МУЗЕЙ КАМЕННЫХ ЖЕРНОВОВ

Где: товарищества «Энергетик, 40» и «Мечта, 1»

Весной 2019 года в Панковку из Маревского района Новгородской области приехал огромный погрузчик и краном выгрузил 12 тонн в виде 100 камней с дырками по центру. Казалось, в тот день планета малость накренилась в сторону дачи в садовом товариществе «Энергетик», дом 40. Каменные жернова улеглись на 6 сот­ках дачи целой аллеей, как ландшафтный дизайн. Точильные камни на больших деревянных станинах уперлись в стену белой каменной мазанки.

— Я собирал коллекцию 20 лет, а самому мне 53, — рассказывает Владимир Львовский. — Она доказывала мне самому, что русская цивилизация не была только берестяной и деревянной, как принято считать. Египтяне оставили по себе пирамиды, а Русь — каменные жернова! Но до встречи с семьей Михайловых я не понимал, что моя коллекция может радовать и других в формате музея.

— У меня трое детей-­школьников, работа в городе (замдиректора в коммерческой фирме). И со временем я стала замечать, что общение с детьми сводится к «уроки выучили? на кружки не опоздали?», а это никуда не годится. Нужен был ­какой-то семейный проект, — добавляет хозяйка музея Елена Михайлова. — Дачи мои дети тоже не знали. Просто в 1990‑е я была девочка из многодетной семьи, и на земле отца родители сажали картошку и прочие овощи, чтоб было легче прокормиться. В подростковом возрасте эти прополки-­посадки — ад. Мне понадобилось 20 лет, чтоб захотеть дачу снова. Сначала — ради бани, а потом и как общее дело с другом семьи Владимиром Михайловичем и детьми. Музей каменных жерновов интересен прежде всего нам самим. Туристов мы, кажется, обаяли, а уж подхватят ли музей дети как семейное предприятие — жизнь покажет.

На шести сотках разместилось 12 тонн самых разных жерновов. Фото из личного архива

Музей каменных жерновов принимает туристов по звонку, хоть ночью. Экскурсия длится час-два. Рассказ о жерновах, отгадывание загадок с демонстрацией предметов крестьянского быта, помол руками туристов зерна в муку на древних каменных жерновах. И тут же можно испечь из нее хлебец, запив кофе из кофемолки XIX века, тоже собственноручно намолотого туристами. Самые большие группы, принятые семейным Музеем, — 19 врачей из Петербурга и 16 велотуристов из Канады. Сегодня Ммузей каменных жерновов входит в Ассоциацию частных и народных музеев России.

— Мама научила работать нас «по станциям». Я с туристами на выпечке хлебцев и всех фотографирую. Мой брат-двой­няшка Наум чинит с туристами сапоги настоящим сапожным инструментом. А Глеба Владимир Михайлович научил лобзиком по фанере выпиливать головы драконов, и в Музее каменных жерновов туристы настоящим мачете побеждают дракона! Мы любим дачу, хотя еще больше любим все вместе путешествовать на машине к Балтийскому морю или по Новгородчине. Но и там всем рассказываем про жернова! — смеется дочь Елены Олеся.

— Конечно, есть мечта целиком посвятить себя Музею каменных жерновов, — признается Владимир Львовский. — Но пока экономически это мало возможно, работу главным инженером управляющей компании в городе не бросишь. Но поток туристов растет, о нас узнают через группу музея «ВКонтакте».

Музей каменных жерновов умеет выезжать с дачи в городские клубы и школы, на Дни села и даже в Москву. Ближайший выезд — 27 ноября на благотворительный концерт в поддержку семей с детьми с диагнозом «аутизм» в новгородском клубе на Базовом, 13.

— Мы утоляем тактильный голод современников, — уверена Елена Михайлова. — Предметы древнего обихода показываем подросткам на мастер-­классах об истоках профессий. Наш слоган — «Все перемелется!».

РЕЛАКС НА ПЧЕЛАХ

Где: СНТ «Малыш‑2»

Если дачники с деревянными игрушками и жерновами в погоне за мечтой несколько отошли от сельского хозяйства, то Алексей Лукьянов, напротив, сделал медосбор делом своей жизни и мечты. Разнотравье дубравы на Веряжке позволяет ему держать пасеку и развлекать туристов.

— Дача наша на краю леса, как хутор на 140 пчелосемей — это 140 ульев завел отец с 1992 года. Мы продолжаем вдвоем. Я отучился в академии пчеловодства в 2013 году — это в городе Рыбное Рязанской области. Там я узнал о лечебном свой­стве процедур «сон на ульях». Сезон для него с 20 мая по 20 июля. Именно в это время в улье пик развития: по 2000 штук нарождается расплод. И эта энергия одновременного развития создает биополе, полезное человеку. Перед «сном» предлагаем пыльцу под язык, после сна — чай с медом, после на дорожку — свежее маточное молочко, это кислая капелька под язык. Нервная система успокаивается, нормализуется давление. Звуки пчелиного улья сравнивают по оказываемому воздействию с музыкой прибоя или с плаванием с дельфинами.

Гости Алексея Лукьянова могут в буквальном смысле поспать на пчелах. Фото из личного архива

Гости, конечно, покупают не только мед, но и наши ноу-хау. Во-первых, ягоды в меду. Мы заливаем медом сливы и чернику — без сахара, без термической обработки. Во-вторых, маточное молочко в индивидуальной упаковке — инсулиновых шприцах. Это сертифицированная нами форма хранения пчелиного продукта в холодильнике. Люди добавляют в пищу, мази, кремы.

Наш пчелиный агротуризм мы нигде не рекламируем: только сарафанное радио. И приходят чаще одни и те же туристы: например, по 2–3 раза в год — любители скандинавской ходьбы. Помощники очень важны для приема туристов: надо и чайный стол сервировать, и разговором развлечь, и убрать перед приходом новых гостей. В 2019 году у нас жила семья друзей из Пскова с детьми в переходном возрасте. И нам помогли, и себе. А сейчас у нас есть на практике две студентки 2‑го курса сельхозинститута, и это перспектива на 4 года. С ними в день в сезон сможем принять 6–8 туристов на «сон на пчелах». Приходите, пробуйте!

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 3 ноября 2021

Заголовок в газете: Наш корреспондент убедился: на новгородских «фазендах» теперь не просто огородничают и живут: там рождают чудеса — для себя и других

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру