Многим приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями на работе. В каких-то случаях инцидент ограничивался рамками межличностного взаимодействия, в других — расширялся до межгруппового и затрагивал различные структурные подразделения. В любом случае конфликт — это всегда стресс и может негативно отразиться на работе всех участников. Директор по персоналу компании-разработчика цифровых платежных решений LIFE PAY Мария Степанова рассказала в интервью «МК в Великом Новгороде», когда к решению конфликтов на работе следует привлекать начальство.
По словам собеседницы издания, HR-менеджеры в числе прочих функций обязаны способствовать созданию благоприятной рабочей среды, поэтому разрешение конфликтов в коллективе – важный навык.
«Скажу сразу: не каждый конфликт нужно доводить до сведения руководства. Если стороны пытаются сами преодолеть разногласия – это нормально. В любой команде бывают недопонимания, особенно там, где много сильных лидеров, экспертов – и каждый знает «как надо». При взаимном уважении люди вполне способны прийти к компромиссу», — отметила она.
Однако если напряжение не падает неделями, продолжила специалист, то решение рабочих вопросов превращается в очередной раунд борьбы, а конфликтующие коллеги либо избегают друг друга, либо демонстративно игнорируют, тогда пора подключать помощь извне.
«Но как сделать это правильно, не прослыв «жалобщиком»? Никто не хочет вешать на себя этот ярлык и терпеть косые взгляды. Но, согласитесь, признать, что ситуация вышла из-под контроля — не слабость и уж точно не донос. Прямо и честно сообщить руководителю, что в существующих условиях работать невозможно, способна только сильная личность. А вот тех, кто до последнего замалчивает проблему, руководители считают ненадежными», — рассказала эксперт.
Так, где грань между «принес жалобу» и «поступил разумно»? По словам специалиста, все зависит от цели, которой человек намерен достичь.
«Представьте, что вы просите руководителя наказать коллегу и описываете ситуацию так, будто виноват лишь он, а вы, как говорится, в белом пальто. Конечно, это выставляет вас не в лучшем свете. А если такое повторяется не раз, то недолго обрести дурную репутацию в коллективе», — отметила эксперт.
Однако если сотрудник идете к руководителю не с эмоциями, а с конструктивным и честным изложением ситуации, мешающей работе, то это уже не жалоба, а поиск выхода, продолжила Степанова.
«Вы не жалуетесь, а ищете выход. И это как раз-таки и есть правильный подход. Иногда бывает, что люди слишком затягивают конфликт, и дело заканчивается увольнением, саботажем, пассивной враждой, которая влияет на продуктивность и финансовые показатели. В таком случае высок риск потерять работу всем участникам конфликта — начальник просто устанет разбираться, кто прав, кто виноват, и на выход «попросят» всех», — подытожила специалист.