Студентки Педагогического института НовГУ София Анисимова и Лидия Васильева под руководством профессора кафедры начального, дошкольного образования и социального управления Розы Шерайзиной разработали педагогические подходы, позволяющие органично включать патриотические ценности в образовательный процесс. Исследователи показали, что работу над формированием речевой культуры у младшеклассников можно проводить через призму патриотического воспитания, сообщила пресс-служба Новгородского государственного университета.
Речевая культура играет важную роль в духовно-нравственном развитии личности, а патриотическое воспитание становится одним из ключевых факторов в этом процессе. Особое внимание авторы уделили тому, как именно через изучение родной истории и культуры можно развивать не только нравственные ориентиры, но и речевые навыки у детей.
Для определения уровня патриотической воспитанности среди младших школьников исследователи использовали методику «Мое отношение к малой Родине», разработанную в Приамурском государственном университете. В опросе приняли участие 42 третьеклассника из Великого Новгорода.
Как уточнили студентки, методика направлена на выявление степени патриотических чувств и эмоциональной привязанности детей к своему родному краю. У 64% школьников патриотическая воспитанность оказалась на среднем уровне. Дети в целом испытывают симпатию к родному краю, но неплохо было бы узнать о нем больше.
Авторы провели для третьеклассников внеурочное занятие под названием «Герои Отечества – гордость России», на котором дети узнали о князе Александре Невском, чья жизнь была тесно связана с Новгородской землей.
Особенностью занятия стало творческое задание: каждый его участник написал письмо Александру Невскому, в котором поблагодарил его за мужество, проявленное в защите Отечества, и выразил уважение к его личности.
По мнению исследователей, такая форма работы не только способствовала укреплению чувства патриотизма, но и положительно повлияла на речевое развитие детей. У школьников расширился активный словарный запас, улучшились навыки использования новых понятий в разных речевых ситуациях, а также выросла способность грамотно и осознанно выражать свои мысли как устно, так и письменно.