В Новгородском государственном университете провели исследование, посвященное влиянию фитнес-трекеров и смарт-часов на уровень физической активности и учебные успехи школьников. Авторами работы стали студентка Педагогического института НовГУ Илона Орехова и старший преподаватель кафедры физического воспитания Елена Егорова. О результатах исследования рассказала пресс-служба НовГУ.
По мнению исследователей, современные устройства могут эффективно способствовать соблюдению детьми режима дня, напоминая о том, что пора принимать пищу или ложиться спать. Регулярный распорядок положительно сказывается на здоровье и функционировании всех систем организма. Кроме того, использование таких гаджетов способствует формированию у учащихся привычек здорового образа жизни.
Илона Орехова подчеркнула, что учителя могут использовать данные с трекеров для организации соревнований и челленджей, основанных на уровне активности учеников. По ее мнению, это помогает развивать командный дух и стимулирует школьников к совместным занятиям спортом, что особенно важно для тех детей, кто не посещает спортивные секции или испытывает трудности с самодисциплиной.
В ходе исследования, проведенного в новгородской школе № 37, приняли участие 57 учащихся — 33 мальчика и 24 девочки. Цель эксперимента заключалась в выявлении связи между физической активностью и успеваемостью, а также в оценке того, насколько визуализация и мониторинг движения могут повысить интерес к урокам физкультуры.
В рамках проекта семиклассникам предложили использовать фитнес-трекеры на занятиях по физической культуре для отслеживания пульса, артериального давления и расхода калорий. По словам Илоны Ореховой, результаты показали, что у 65% участников с более высокой физической активностью наблюдалась и более высокая успеваемость, что, вероятно, связано с улучшением концентрации внимания.
У 75% учащихся использование трекеров повысило мотивацию к занятиям спортом благодаря наглядному представлению данных — дети стали реже пропускать уроки и с большей охотой участвовать в них. При этом у 25% участников не оказалось четкой связи между активностью и учебными результатами, а 20% не продемонстрировали изменений в мотивации. У небольшой части школьников — 10% и 5% соответственно — снизилась успеваемость из-за переутомления и падение интереса к спорту из-за завышенных ожиданий.
Исследование подтвердило, что физическая активность способствует улучшению учебной мотивации и успеваемости, причем наибольший эффект достигается при условии визуализации данных о движении.
Однако авторы также указали на возможные риски и ограничения при использовании фитнес-трекеров в образовательной среде. По их мнению, не все дети чувствуют себя комфортно под таким контролем, особенно если их результаты сравнивают с показателями одноклассников. Существует опасность, что фокус сместится с пользы для здоровья на гонку за цифрами, а технические сбои могут привести к искажению данных и неверной интерпретации результатов.
Исследователи пришли к выводу, что фитнес-гаджеты могут стать полезным, но не универсальным инструментом в школе. Их эффективность зависит от правильного внедрения, учёта индивидуальных особенностей учащихся и соблюдения этических аспектов.