Первый раз о необходимости создания погоста для питомцев в Великом Новгороде заговорили еще в 2001 году. Идею предложили активисты Фонда защиты животных. Тогда оборудовать площадку для массовых захоронений предлагалось в Красном Поле, но проект так и не был реализован. Позднее подобная идея выдвигалась участницей молодежного образовательного проекта «101 Стартап» в 2014 году.
В 2022 году общественная дискуссия началась с обнаружения могилы животного в парке «30 лет Октября». Захоронение, бросающееся в глаза отдыхающим, расположилось прямо перед статуей Лося.
Конфликт в социальных сетях возник из-за того, что могила располагается на территории общественного пространства и создана явно без учета интересов других жителей города. Большинство пользователей пабликов заявляли, что самовольно хоронить животных в парке отдыха — как минимум неправильно. Стоит отметить, что на следующий день после разразившейся в социальных сетях бури надгробие убрали.
Другое место погребения с миниатюрной плитой нашлось 20 мая в кустах около перекрестка улиц Ломоносова и Зелинского. Согласно надписи на камне, под ним покоится Умберто. Это удав. На надгробии есть и некролог: «Умберто любил людей, рок и мышей. Мыши его сгубили, люди отдали дань памяти».
Выяснилось, что удава похоронили друзья его хозяина, пока тот был в командировке. Сам мужчина был не против — от дома недалеко.
«У нас в городе нет альтернативных вариантов. Сжечь его на черепичке?» — вопрошает новгородец.
Для многих людей смерть питомца — трагедия. Согласно данным переписи кошек и собак, опубликованным в 2021 году компанией Mrs Petcare в РФ, более 85% владельцев домашних животных считают своего бобика или мурку другом, ребенком и даже членом семьи. Голоса распределились следующим образом:
- 44% владельцев кошек и 34% собак воспринимают питомцев как членов семьи;
- 24% (хозяев кошек) и 36% (хозяев собак) считают питомцев друзьями;
- 19% и 15% — детьми;
- только 12% владельцев кошек и 14% владельцев собак убеждены, что питомец — это просто животное.
В какой местности — городской или сельской — живут эти люди, не уточняется.
К слову, у американцев все зашло еще дальше. На днях стали известны результаты опроса, проведенного компанией Consumer Affairs. В нем приняли участие 1000 владельцев домашних животных. Выяснилось, что 57% респондентов любят питомцев больше, чем братьев и сестер. Дальше — больше. 50% участников опроса признались, что испытывают к своим животным больше привязанности, чем к матерям. 41% предпочтут общество питомца, а не родного отца.
«Предыдущие исследования показали, что у миллениалов меньше шансов иметь собственный дом и детей, чем у представителей предыдущих поколений. Очевидно, что домашние животные могут иметь к этому большое отношение», — говорится в исследовании.
По данным ВЦИОМ, Россия является одной из стран с наибольшим количеством семей (73%), в которых проживают домашние питомцы. Также любовью к животным отличаются Мексика и Аргентина (тут животное есть у 80% семей), Бразилия (75%) и США (70%). Чаще всего (в 20% случаев) россияне заводят котиков или собачек из любви к ним.
Ознакомившись с этими цифрами, понимаешь желание людей, потерявших своих питомцев, иметь возможность проводить их в последний путь и посещать могилку.
Между тем, согласно закону, умершие домашние животные — биологические отходы. А их нужно уничтожать. Логика в этом есть — останки животного могут быть источником инфекции, а захоронение могут раскопать другие собаки. Просто вывезти труп любимца и закопать его в лесочке или в поле — нельзя. Как и выбросить на свалку или в мусорный контейнер. За это грозит штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей. Единственное, что остается, — сжигать. То есть кремировать.
В Великом Новгороде крематория для домашних питомцев нет — его проект вызвал резко негативную реакцию у людей, живущих неподалеку от места, где планировали возвести этот объект. Крематорий есть только в деревне Григорово. Услуга «утилизации» стоит 200–250 рублей за килограмм. То есть за кремацию, скажем, немецкой овчарки придется заплатить около 5 тысяч рублей, а ротвейлера порядка 10 тысяч. И выбора у новгородцев, не желающих нарушать закон, нет.