Как в эпоху раннего Средневековья новгородцев грамоте учили

Как в эпоху раннего Средневековья новгородцев грамоте учили
Массовая тяга к грамоте была тесно связана с уникальной новгородской демократией. Фото: «МК в Великом Новгороде»

В эпоху раннего Средневековья Великий Новгород стал одним из самых грамотных городов не только Руси, но и Европы, рассказал новгородский историк и писатель Виктор Смирнов.

«В то время как многие европейские короли вместо подписи ставили крест, простые новгородцы, включая женщин, вели оживленную переписку на берестяных грамотах», – рассказывает Виктор Смирнов.

У многих жителей города с собой всегда были небольшие железные палочки – писала. Многим правителям в Европе не нужен был образованный народ, так как им становится сложнее управлять. Тем временем массовая тяга к грамоте была тесно связана с уникальной новгородской демократией.

«Новгородцы раньше других научились облекать свои взаимоотношения в письменную форму, будь то договор с князем, завещание или долговое обязательство», – пишет историк.

Важную роль в просвещении новгородцев играла церковь. Христианская религия опирается на письменное слово – Святое Писание. Этим она отличается от язычества, имеющего в своей основе обычай или устное предание. Обладая такими ресурсами, церковь могла заниматься широким просветительством, покупать и заказывать книги, обучать духовенство. Служители в монастырях были особенно хорошо образованы.

Князь Ярослав Владимирович сделал больше всего для образования жителей Великого Новгорода. Не зря народ назвал его Мудрым.

«К концу жизни он стал едва ли не самым просвещенным государем тогдашней Европы. В 1030 году, вернувшись из похода на чудь, Ярослав повелел основать в Новгороде школу на триста учеников. Причем если в киевское училище при Владимире Красно Солнышко отроков набирали буквально силой, то в Новгороде проблем с набором не было. Объяснялось это тем, что киевская школа предназначалась для узкого круга сыновей знати, в то время как в новгородскую школу набирали детей попов и уличанских старост», – пишет Виктор Смирнов.

О распространенности грамоты свидетельствуют и новгородские былины. Например, Васька Буслаев. В юности герой получил хорошее образование, и, путешествуя по свету, делился впечатлениями в письмах своей матушке Амелфе Тимофеевне.

«...Стали его, Васильюшку, грамоте учить,

Грамота ему в наук пошла;

Посадили его, Васильюшку пером писать,

И письмо ему в наук пошло…».

Многие другие факторы также свидетельствуют об образованности новгородцев. Например, стены Софийского собора и других новгородских храмов были исписаны так называемыми граффити. Молитвы, имена скучающих во время службы богомольцев и даже загадки.

«Система новгородского образования была многоступенчатой. На первом этапе ученики получали простейшие навыки чтения, письма и счета с помощью деревянного букваря. Такой букварь представлял собой можжевеловую табличку, на лицевой стороне которой был вырезан древнерусский алфавит. В выемку на оборотной стороне заливался воск. Вооружившись железной или костяной палочкой, ученик переписывал буквы на вощеную сторону. Стерев написанное тупым концом писала и, разгладив воск, можно было писать снова», – отмечает историк.

Преподавали здесь и иностранные языки. Для новгородцев, торговавших по всему свету, знание иностранных языков было насущной потребностью. Именно массовая грамотность населения и стала главной причиной грядущего книжного бума. Смирнов отмечает, что большая часть дошедших до нас отечественных рукописных книг имеют новгородское происхождения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру