Новгородцам рассказали о борьбе с цифровым аутизмом

Новгородцам рассказали о борьбе с цифровым аутизмом
Проблема не в самих технологиях, а в их неконтролируемом использовании. Фото: Архив МК в Великом Новгороде

Цифровой аутизм – это не медицинский диагноз, а скорее метафора, которая описывает состояние, при котором происходит снижение социальных навыков, эмоциональной эмпатии и способности к глубоким межличностным связям из-за чрезмерного погружения в цифровую среду. Об этом рассказала в интервью «МК в Велико Новгороде» руководитель развития проектов и сообществ в Международной школе программирования «Алгоритмика», лауреат конкурса «Учитель года России 2019», «Цифровой педагог» в 2019 году по версии ВКонтакте Светлана Видакас.

Она рассказала, что понятие виртуального или, как принято говорить в России, цифрового аутизма ввел Мариус Замфир, который пришел к выводам, что дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов. В качестве лечения детям назначили общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. 

Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме – потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий. Но насколько проблема реальна?

Существование «цифрового аутизма» допускается лишь некоторыми учеными и клиницистами, однако подобный диагноз отсутствует в Международной классификации болезней и официально не используется в медицине. И если классический аутизм связан с нейробиологией, то цифровой формируется под влиянием внешних факторов: гаджеты заменяют живое взаимодействие, алгоритмы соцсетей сужают кругозор, а мгновенный цифровой «дофамин» (лайки, уведомления) вытесняет потребность в глубоких отношениях

Однако проблема не в самих технологиях, а в их неконтролируемом использовании. Важно осознать, что увлечение виртуальным миром может влиять на навыки, которые мы традиционно считали основополагающими для человеческого общения. Например, многие молодые люди, погруженные в социальные сети, могут испытывать трудности в установлении зрительного контакта и понимании невербальных сигналов. Это может привести к чувству одиночества и изоляции, несмотря на постоянное присутствие в цифровом пространстве.

«Тем не менее, я не считаю цифровой аутизм проблемой, а скорее естественным результатом изменений в обществе. Технологии предоставляют новые возможности для общения и взаимодействия, и многие люди находят в этом свои плюсы. Например, социальные сети позволяют поддерживать связи с друзьями и семьей, находящимися на расстоянии, а также находить единомышленников по интересам», — отметила собеседница издания.

Чтобы сбалансировать использование технологий и живое общение, важно осознавать некоторые аспекты:

1. Установление границ: родителям стоит установить четкие правила использования технологий для своих детей. Ограничение времени, проведенного за экранами, может помочь вернуть баланс и освободить время для живого общения.

2. Поощрение активного общения: важно поощрять детей к участию в групповых играх, спортивных секциях и других мероприятиях, которые способствуют развитию социальных навыков. Это поможет им научиться взаимодействовать с окружающими и строить глубокие отношения.

3. Обсуждение цифрового контента: разговоры с детьми о том, что они видят в интернете, помогут развить критическое мышление и способность анализировать информацию.

4. Моделирование поведения: взрослые должны служить примером. Если родители сами проводят много времени за экранами, это может создать у детей впечатление, что такое поведение нормально. Вместо этого стоит демонстрировать ценность живого общения и активного участия в реальной жизни.

5. Создание «безэкранного» времени: введение периодов без использования технологий в семье (например, во время ужина или выходных) может помочь укрепить связи между членами семьи и создать атмосферу для общения. 

«Цифровой аутизм – это явление, которое стоит рассматривать в контексте современных изменений в обществе. Технологии не исчезнут, и они будут продолжать развиваться. Мы можем научиться использовать их с умом, сохраняя при этом важные элементы человеческого общения и связи. Баланс между виртуальным и реальным мирами – это ключ к здоровым отношениям и к полноценной жизни в современном обществе», — заключила собеседница издания.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру